Пробуждение состояния потока

«Поток — это состояние, в котором люди настолько вовлечены в какую-либо деятельность, что ничто другое не кажется им важным. Этот опыт настолько приятен, что человек готов на большие жертвы только ради того, чтобы продолжать это занятие», — Михай Чиксентмихайи.

Моя дочь провела большую часть недели со скелетом оленя, который нашла в лесу. Осмотрев находку, она с восторгом обнаружила, что большая часть костей не повреждена. От меня потребовалось лишь предоставить зубные щетки и моющее средство.

Сегодня она заново собирает скелет на лужайке перед нашим домом. Показывает мне, как задние ноги вставляются в тазобедренные впадины, обеспечивая оленю силу для прыжков и бега, в то время как передние ноги удерживаются лишь суставной сумкой. Она отмечает, что спинной отдел позвоночника напоминает человеческий в нижнем грудном и верхнем поясничном отделах, но сильно отличается в месте сочленения с шейными позвонками. Я настолько мало знакома с этой областью, что сразу же забываю, что она мне говорит. Осторожно обращаясь с костями она в точности воссоздает скелет. Она настолько поглощена проектом, что не приходит на обед и забывает надеть куртку.

Область ее интересов очень далека от моих, но я знаю, каково это так увлечься чем-либо. И вам тоже знакомо это ощущение. Вы настолько погружаетесь в предмет, что совсем не замечаете время. Все ваше существо увлечено проектом. Вы чувствуете воодушевление. Лыжники называют это состояние, “быть одним целым с горой”. Спортсмены — “быть в ударе”. Психолог Михай Чиксентмихайи обозначил это как “состояние потока”.

В этом прекрасном состоянии граница между вами и получаемым опытом размывается, как если бы вы стали одним целым с тем, что делаете. Чем больше есть возможностей, чтобы проявить себя в том, что мы любим делать, особенно если это требует от нас полной самоотдачи, тем более умелыми, более уверенными мы себя ощущаем и в других областях нашей жизни.

Дети, особенно совсем маленькие, попадают в состояние потока без усилий. Во время игры они настолько сконцентрированы, что теряют ощущение себя, времени, и даже не замечают возможный дискомфорт. Они интуитивно полностью погружаются в процесс. Вот как Чиксентмихайи объясняет это в книге «Поток: психология оптимального переживания»:

«В противоположность тому, во что мы обычно верим, такие моменты, лучшие моменты в нашей жизни, — не пассивные и расслабленные, — хоть они тоже и могут доставлять удовольствие, если мы хорошо потрудились, чтобы их достичь. Такие моменты обычно возникают, когда человеческое тело или разум достигает своих пределов в намеренной попытке выполнить что-то сложное и стоящее. Оптимальный опыт — это то, что становится возможным только благодаря нашим усилиям».

Для ребенка этот опыт может произойти, когда он дрожащими пальцами кладет последний кубик на вершину самой высокой башни из всех, что он когда-либо строил; для пловца — это попытка побить свой собственный рекорд; для виолончелиста — освоение сложного музыкального пассажа. Для каждого есть тысяча возможностей, испытаний для того, чтобы превзойти самого себя.

Дети находятся в потоке, когда увлеченно рисуют, строят, карабкаются вверх, притворяются, читают, исследуют — восторженное увлечение полностью захватывает их. Такая пристальная концентрация делает расхожее мнение, согласно которому слабое внимание детей является препятствием к развитию, просто смехотворным.

Состояние потока по-настоящему помогает человеку погрузиться в настоящий момент. Не удивительно, что нашим детям бывает сложно оторваться от того, что они делают, когда мы зовем их ради чего-то, как нам кажется, более важного. Например, когда игра в лего вызывает у них больше энтузиазма, чем структурированный урок геометрии. Навязывание слишком большого количества наших взрослых забот на детей может научить их блокировать состояние потока.

Что нам важно помнить об этом состоянии?

Импульсом для состояния потока могут стать следующие ситуации:

1. когда мы находимся на пределе своих возможностей;

2. когда мы преследуем цель, которую мы выбрали сами;

3. когда мы стараемся выполнить что-то очень важное для нас лично.

Фактически эти ситуации знакомы нам с младенчества. Они подпадают под определение «эффекта Златовласки» (в русском варианте это Машенька из сказки «Три Медведя»). Он означает, что нас привлекают задачи, которые содержат необходимую и достаточную порцию трудностей: не слишком много, не слишком мало, а в самый раз, чтобы зажечь в нас интерес, и поддерживать его на пределе наших возможностей. Такие задачи заставляют нас самосовершенствоваться и достигать большего мастерства. Это путь науки, искусства и других областей приложения человеческих усилий. Поток может быть по-настоящему нашим естественным состоянием.

Как мы можем поддержать состояние потока?

Этот процесс не обязан быть сложным. Вот несколько способов впустить поток в жизнь ваших детей (и вашу тоже!).

» Создайте спокойную, расслабленную обстановку.

» Делайте то, что доставляет удовольствие. Если вы не знаете, что это для вас, попробуйте мастерить, возьмите краски, напишите что-нибудь, лепите из глины, разберите что-нибудь на части, потанцуйте, экспериментируйте — найдите, что вас по-настоящему соблазнит.

» Позвольте тревоге и давлению отступить.

» Разрешите себе ошибаться и сталкиваться с трудностями.

» Занимайтесь столько, сколько можете, не прерываясь.

» Помните, что состояние потока на самом деле неотделимо от игры.

Какие результаты даёт состояние потока?

» Знания углубляются, уверенность растёт.

» Стремление к преодолению трудностей побуждает нас повышать сложность задач, расширяя наши возможности, и даже сталкивая со страхом и монотонностью по мере того, как мы все больше увлекаемся.

» Работа д-ра Чиксентмихайи говорит о том, что регулярное пребывание в состоянии потока — ключевой компонент счастья.

И вот это жизненно важно, даже если это значит, что вам нужно разобраться со скелетом оленя на лужайке.

Автор: Лаура Грейс Велдон

Перевод: Анастасия Истомина

Источник: https://lauragraceweldon.com/2015/02/04/evoking-the-state-of-flow/

Иллюстрация: Steve Hanks

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s