Осознанная пауза (SEAT) — это простое упражнение для того, чтобы научить детей справляться с чувством подавленности, присутствовать в настоящем моменте и не зацикливаться на негативных эмоциях и мыслях.
—
Сентябрь уже на пороге, и, возможно, сейчас нам стоит задуматься о вопросе осознанности детей в школах. Дети находятся в состоянии тревоги и стресса из-за переживаний о своем будущем больше, чем когда-либо — это может быть неуверенность в себе и тревожность в общении со сверстниками, давление в связи с поступлением в ВУЗ и даже школьная стрельба. Если процесс обучения приносит меньше удовольствия, это значит, что дети ощущают всё меньше счастья, а результаты учёбы оставляют желать лучшего. Как осознанность помогает восстановить чувство удовлетворения в таком важном для развития процессе?
Мне потребовались годы практики осознанности, чтобы действительно понять значимость настоящего момента и почему настоящее — это отличное место, чтобы проводить в нем время. Я был тревожным подростком и прекрасно помню, как перед экзаменом в голове возникали самоуничижительные мысли. Их поток мог выглядеть примерно так: “Я провалю этот тест, потом я не смогу закончить школу, никогда не поступлю в колледж, возможно, умру бездомным и одиноким где-нибудь под мостом, и никто не придет на мои похороны…” Но когда я начал практиковать осознанность и присутствие в настоящем моменте, я понял, что всё равно могу готовиться к будущему, просто повторяя материал для этого дурацкого теста, не застревая мыслями в том, как плохо все может пройти.
Будущее — это то место, где возникают тревоги как у взрослых, так и у детей. Подумайте об этом: большинство страшных историй, которые мы придумываем себе, касаются событий, которых не было — или более того — НИКОГДА не будет.
Марк Твен однажды сказал: “Я пережил множество ужасных вещей в своей жизни… и лишь несколько из них случились на самом деле.”
Другие дети могут осознать, что застревают мыслями где-то в прошлом, переживая старые травмы или размышляя над социальной драмой, которая случилась неделю назад на вечеринке.
Наши мысли часто мечутся от прошлого к будущему, подогревая наши эмоции или отвлекая нас. Но мы можем научиться сами и научить детей присутствовать в настоящем моменте, просто переключаясь на чувства и эмоции, мысли и действия, которые нам нужно предпринять, и тогда мы научимся эффективно справляться с чувством тревоги.
Я называю это “взять осознанную паузу”. Для начала займите удобное положение, сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, а затем обратите ваше внимание на своё внутреннее состояние. (На английском языке четыре составляющих этого упражнения образуют акроним SEAT — СЯДЬ).
1.Ощущения и чувственное восприятие (Senses and Sensations)
Начните с концентрации на своих физических ощущениях. Какую информацию вы получаете от ваших пяти органов чувств? Какую информацию вы получаете через ощущения в теле прямо сейчас?
2. Эмоции (Emotions)
Какие эмоции присутствуют в вас в этот самый момент?
3. Действия (Actions)
Что вам хочется сделать в этот момент?
4. Мысли (Thougths)
Какие мысли присутствуют в вас в данный момент?
Попробуйте сделать это упражнение вместе с вашим ребенком. Попросите его написать пару слов или сделать несколько рисунков, чтобы описать, что происходит в каждой части осознанной паузы. Когда мы излагаем что-то на бумаге и делимся вслух, у нас появляется ощущение другого взгляда на проблему, более широкой перспективы.
Поощряйте детей делать осознанную паузу во время переключения с одного дела на другое или в моменты, когда высока вероятность возникновения тревоги — как в течение дня, так и в целом по жизни.
Вот пример того, как это может выглядеть:
1. Ощущение: Я вижу, как учительница объявляет, что сейчас будет тест, все стонут. Я чувствую, как колотится мое сердце.
2. Эмоция: Я боюсь.
3. Действие: Мне хочется закричать и выбежать из комнаты.
4. Мысль. Наверняка что-нибудь пойдет не так и я провалю этот тест.
Определив однажды эти ощущения как ощущения, эмоции как эмоции, мысли и действия как мысли и действия, мы можем позволить себе и нашим детям отстраниться, обрести перспективу и взглянуть на жизнь с другого ракурса, а затем сделать другой выбор. Например, сделать простую осознанную дыхательную практику или сосредоточиться на ощущениях в стопах, стоящих на полу, или же использовать какой-либо другой навык, чтобы успокоиться и вернуться мыслями и телом к процессу обучения.
Автор: Кристофер Уилльярд
Перевод: Ирина Рубинчик
Оригинал статьи: https://www.mindful.org/helping-children-take-a-mindful-seat-to-calm-down/
Иллюстрация: Laurent Moreau
Помогаем детям взять осознанную паузу, чтобы успокоиться: 2 комментария