На первый взгляд, этот вопрос кажется лёгким. Разве мы не стали взрослыми, когда покинули родительский дом, вышли в мир и сказали: «Наймите меня — я могу сделать эту работу», «Женись на мне — я сдержу все свои обещания», «Доверься мне — я могу нести эту ответственность»? Разве мы не становимся взрослыми, ответственно выполняя в течение многих лет различные родственные и социальные роли?
Во время проведения семинаров я задавал участникам -благоразумным, хорошо образованным, ответственным людям — вопрос: «В каких ситуациях вам нужно быть взрослыми?», и каждый давал свой ответ за считанные минуты, если не секунды.
В традиционных обществах, которые смогли сохранить свою аутентичность, сопротивляясь напору бурного развития планеты, взросление было делом выживания. Племя не могло себе позволить содержать детей, работающих в холостую, иными словами — бездельников. Так при отсутствии центрального комитета, который рассылал бы распечатанные инструкции, каждая цивилизация развивала свои обряды посвящения, предназначенные для перехода от детской наивности и беспомощности к взрослой восприимчивости, что приносило в жертву комфорт и праздность в угоду общим интересам.
Если мы обратимся к современной культуре, то обнаружим, что таких обрядов посвящения в ней нет. Возраст сам по себе не означает, что человек стал взрослым, так же как и исполнение важных социальных ролей.
Мы несём в себе две самых больших жизненных угрозы: страх и апатию. Просыпаясь каждое утро, мы обнаруживаемым этих чудовищ у изножья кровати. То, что зовут Страхом, говорит нам: «Этот мир слишком велик для тебя. Тебе не справиться с ним. Постарайся сегодня снова проскользнуть незамеченным». А то, что зовут Апатией, шепчет: «Эй, расслабься. У тебя был тяжелый день. Включи телевизор, посиди в интернете, съешь шоколадку. Завтра будет другой день». Эти порочные близнецы пожирают наши души каждый день. Независимо от того, что мы делаем сегодня, завтра они вернутся снова. Со временем они захватывают наши жизни.
Хотя тратить энергию на то, чтобы справиться со страхом — вполне естественно, масштаб этих затрат в повседневной жизни нельзя переоценить. Больше чем на что-либо другое человек тратит свою энергию на неосознанные уступки или избегание в попытках совладать со страхом.
С другой стороны, апатия принимает множество соблазнительных обличий. Мы можем просто избегать задач, держаться поодаль от тех вещей, которые трудны для нас или находить другие способы делать свою повседневную жизнь пустой и бесполезной. И в этом нам помогает разросшаяся культура постоянного переключения внимания. Её несмолкающий гул не только порождает в нас тревогу, но и заглушает отчаянные мольбы нашей души о помощи. Утопая в отвлечениях, мы можем проспать всю жизнь и никогда не проснуться на этот зов, что звучит внутри каждого из нас.
Что-то внутри нас всегда знает, когда мы отлыниваем, избегаем, прокрастнируем, рационализируем. Иногда мы вынужденно сталкиваемся лицом к лицу с этими неприятными фактами, когда наши планы, отношения или ожидания от других вдруг рушатся, и мы остаёмся с мешком последствий в руках. Иногда другие требуют от нас разобраться с тем, чего мы избегаем. Иногда нам являются тревожные сны, встречи наедине с собой в тёмные часы, и мы вынуждены развернуться лицом к быстротечной жизни, в которой мы запутались. Что-то внутри нас всегда это знает и сообщает о своём мнении. Естественно, мы игнорируем этот зов нашей души так долго, как только можем, пока она, наконец, не забарабанит в дверь с такой силой, что мы уже не просто не можем её не открыть. И в тот момент, когда мы говорим: «У меня есть обязанности и ответственность, и я должен с этим разобраться», — наконец наступает день, когда мы действительно становимся взрослыми, по крайней мере до следующего испытания, следующего отката или увиливания.
Люди на моих семинарах с такой готовностью начинают писать о том, в каких ситуациях им нужно повзрослеть, что сразу ясно: они уже не раз задумывались об этом. Потому что эти вопросы лежат на поверхности. А вот то, чего они избегали: неразрешннный конфликт, необходимость признать талант, восстановление дружбы, — над этими вопросами они бились уже много раз. К сожалению, одно осознание проблемы не решает её. Страх и апатия выигрывают гораздо чаще, чем проигрывают. И всё это время душа вздымается и протестует.
Рано или поздно каждый из нас поворачивается лицом к своему страху и отвечает на внутренний зов проявиться и преодолеть огромную силу апатии внутри себя. В результате этого преодоления появляемся мы настоящие, те, кем мы являемся на самом деле, те, кто готов делать лучшее в любых обстоятельствах, многие из которых не поддаются нашему контролю. Это проявление лучшего из возможного и есть взросление. Это все, о чем нас просит жизнь: проявитесь как лучшее, на что вы способны.
Мне всегда нравился пример Марка Аврелия. Хотя он был императором и мог наслаждаться спокойной жизнью в Риме, он выбрал жизнь на поле битвы, в столкновении с противником, желающим убить его. Он сражался каждый день, так же как и мы сражаемся сейчас. Я часто читаю слова из «Размышлений» Марка Аврелия, которыми он начинает утро:
«С первым лучом света будь в состоянии готовности противостоять нежеланию покидать свою постель, думай о том, что просыпаешься, чтобы совершать труд человеческий. Должен ли я жаловаться на необходимость делать то, для чего я был рождён, ради чего был послан в этот мир? Разве я был создан для того, чтобы лежать под своими тёплыми одеялами? «Но ведь это очень приятно!» Что ж тогда, получается, ты был рождён для удовольствия, а не для работы?»
Читая эти строки, я так и вижу Марка Аврелия разделяющим судьбу со своими соратниками, замёрзающим и дрожащим на берегу оледенелого Дуная, развернувшимся навстречу безжалостному врагу. Эти слова напоминают мне о необходимости прекратить жалеть себя, жалеть свою привилегированную жизнь и привелегированные возможности, перестать ныть и искать легких путей. Я напоминаю себе о необходимости раскрыться и проявить лучшее в себе, выигрывая какие-то из битв со страхом и апатией, а иногда и проигрывая. Но я преисполнен надежды на то, что сделав этот выбор — проявив себя как лучшее — я стану взрослым: ответственным и настоящим.
Задайте себе эти простые вопросы:
В каких ситуациях мне нужно быть взрослым, шагнуть навстречу жизни?
С каким страхом мне придётся столкнуться, чтобы это сделать?
Этот страх реален или пришёл из прошлых этапов моего развития?
И, отдавая дань этому тяжёлому чувству, которое я уже так долго ношу в себе, какова цена, которую я должен платить за то, чтобы не взрослеть?
Джеймс Холлис «Что значит быть взрослым?»
Источник: http://www.oprah.com/inspiration/what-does-it-mean-to-grow-up?utm_source=socialflowFBOPR
Перевод: Анастасия Пронькина
Что на самом деле значит быть взрослым?: Один комментарий