Что все дети должны знать о мозге

Дети способны на многое при наличии нужных знаний. Поэтому информация о том, как стать лучшей версией себя, драгоценна на их пути к взрослой жизни. У детей есть невероятная сила, чтобы повлиять на структуру и работу мозга такими способами, которые помогут формированию важных навыков и качеств — жизнестойкости, храбрости, уверенности, эмоционального и социального интеллекта. Однако прежде всего мы должны дать им ту информацию, которая нужна, чтобы творить чудеса. Вот, что должны знать все дети.

Все по-настоящему великие вещи нуждаются в хорошей инструкции по применению, а твой мозг — одно из самых великих творений. Если бы твой мозг мог говорить, то вот, что он бы хотел довести до твоего сведения.

Дорогой мой,

Мне нравится быть в твоей голове, здесь здорово, здесь я — в центре внимания. Мы будем вместе вечно, ты и я, поэтому вот несколько вещей, которые тебе хорошо бы знать обо мне.

Для начала немного базовой информации

Я состою из примерно 85-100 миллиардов очень маленьких строительных кирпичиков, которые называют нейронами. Это клетки мозга. Если бы ты захотел пересчитать их, то это заняло бы около 3000 лет. Также потребовалось бы большое терпение и уединенное место, где никто не будет тебя  отвлекать, потому что было бы ужасно сбиться со счета где-нибудь на 84-м миллиарде.

Я, конечно, сложный, но потрясающий, я состою из многих разных частей — думающей части, слушающей, запоминающей, чувствующей и многих других. Твоя способность делать что-то хорошо зависит от связей между нейронами в разных частях мозга и связей между частями мозга. Ты можешь настроить меня так, что я буду лучшим мозгом для тебя. Мозги могут меняться, и ты — тот супергерой, который может изменить меня.

Каждый раз, когда ты думаешь, чувствуешь или делаешь что-нибудь, сообщения об этом путешествуют по нейронам, которые связаны с этими мыслями, чувствами или действиями. При этом в мозге остается след. Так что в следующий раз, когды ты будешь думать, чувствовать или делать то же самое, сообщение об этом отправится по дорожке из оставленных в прошлый раз следов. Когда ты будешь повторять свои действия в очередной раз, дорожка будет становится все отчетливее. Чем она отчетливее, тем сильнее связанная с нею часть твоего мозга, и тем легче будет возникать поведение, мысль или чувство.

Приведу пример. Когда ты впервые учишься ездить на велосипеде, то много виляешь и падаешь. Это происходит, потому что дорожка «езда на велосипеде» еще плохо протоптана. Чем больше ты ездишь, тем лучше становится эта дорожка, и тем легче  сообщение «вот так лучше всего ездить на велосипеде» путешествует по необходимым частям мозга. Со временем дорожки становятся все более развитыми, и ты становишься гением в управлении велосипедом. Здорово!

Но такой же процесс происходит и в том, что не так уж полезно для тебя. Например, если ты долго делаешь что-то вредное, ешь много сладостей, кричишь каждый раз, когда злишься, дорожки «мне нужен сахар» или «сейчас буду кричать» в голове становятся все отчетливее, и будут способствовать тому, что ты будешь продолжать хотеть сладкое или покричать.

Ты преуспеешь в том, что делаешь очень часто. Что бы это ни было

В течение детства и подросткового возраста твой мозг настроен на то, чтобы хорошо учиться. Именно поэтому детям гораздо легче выучить новый язык, чем взрослым. Ведь мозг детей и подростков настроен на обучение, множество нейронов готово объединиться в развитые и красивые сети дорог.

Используй или потеряешь

Тут наверху в твоем черепе, где я обитаю, не очень много места. Поэтому для того, чтобы быть наиболее эффективным, самым энергичным, лучшим мозгом для тебя, я сохраняю маршруты, которые ты часто используешь, и стираю другие, которые не так часто нужны. Это позволяет освобождать место и энергию для постройки и укрепления важных для тебя дорожек, которые ты часто используешь.

Например, если ты учишь иностранный язык, то дорожки «изучение иностранного языка» будут укрепляться и развиваться быстрее и сильнее, чем во взрослом возрасте. Если ты не учишь новый язык, то эти дорожки исчезнут, чтобы оставить место для того, что тебе больше нравится делать сейчас. Это не значит, что ты никогда не сможешь выучить иностранный язык. Конечно, сможешь! Это всего лишь значит, что это не будет так же легко, как в детстве или подростковом возрасте.

Твои мысли тоже влияют на мозг, поэтому думай позитивно

Мысли могут посылать специальные химические сигналы (нейротрансмиттеры) и электрические импульсы, которые также могут протаптывать дорожки в твоем мозгу. Эти дорожки будут влиять на твои чувства и поведение. Вот поэтому так важно, чтобы твои мысли были здоровыми, позитивными и сильными.

Когда ты думаешь смелые мысли «я могу это сделать» или «что бы ни случилось, я буду в порядке» — эти мысли протаптывают дорожки. Чем больше ты думаешь эти мысли, тем более они кажутся реалистичными. Смелые мысли (“я могу это сделать”) ведут к смелому поведению. Спокойные мысли (“вдох… выдох…”) ведут к спокойному поведению. Беспокойные мысли (“что если что-то случится?») ведут к беспокойному поведению. Помни: мысли, чувства и поведение не обязательно должны совпадать. Ты можешь чувствовать беспокойство и иметь храбрые мысли, или чувствовать беспокойство и совершать храбрые поступки.

Но как сообщения путешествуют между нейронами?

Вот почему мне нравится быть твоим мозгом! Ты — мыслитель. И это отличный вопрос!

Сообщения путешествуют от одного конца нейрона к другому благодаря электрическим импульсам. Того количества электрических импульсов и энергии, которые создает твой мозг, достаточно, чтобы зажечь маленькую лампу, поэтому не позволяй никому говорить, что у тебя мало энергии!

Когда сообщение (электрический сигнал) достигает конца нейрона, то оно должно перепрыгнуть на другой нейрон. Нейроны не соприкасаются, между ними есть микро-пространства. Сообщение перескакивает через это пространство к другому нейрону благодаря химическим соединениям — нейротрансмиттерам.

Правильный баланс нейротрансмиттеров крайне важен, так как он может влиять на настроение, сон, эффективность обучения, работу памяти, чувство беспокойства, стресс и мотивацию — столько всего!

Я знаю, о чем ты думаешь… “Что же мне сделать для того, чтобы обеспечить правильный баланс этих нейротрансмиттеров?»

Есть три отличных способа поддерживать уровень твоих нейротрансмиттеров в норме

Хорошо ешь. Здоровая, питательная еда делает меня (и тебя) исключительным

Быть мозгом — сложная задача, поэтому ты должен подпитывать меня хорошей едой — жирной рыбой (семга, тунец (консервированный? отлично!), яйцами, черникой, семенами чиа, капустой, авокадо и соей. И не делай такое лицо. Это все очень вкусно! Если эта еда не кажется тебе вкусной, то это потому что еще не сформировались дорожки для этого. Иногда нужно попробовать новую еду около 7 раз, чтобы понять, что она вполне себе ничего. Так что давай заключим сделку. Попробуй каждый продукт из моего списка хотя бы 7 раз. Если это чересчур, попробуй полизать их несколько раз перед тем, как начать жевать или проглотить. Это помогает укреплять дорожки «эта еда вполне себе съедобная», и она уже не будет на вкус такой уж противной.

Двигайся. У меня нет ног. Ты же в курсе, да? Поэтому мне надо, чтобы двигался ты. Физические упражнения увеличивают количество нейротрансмиттеров, которые помогают тебе чувствовать себя счастливее, меньше ощущать стресс и беспокойство, а еще легче фокусироваться, учиться, запоминать и думать позитивно. Ученые обнаружили, что нейротрансмиттеры, называемые GABA, могут помочь людям перестать думать негативные мысли, которые заставляют их волноваться, грустить или беспокоиться. У всех нас время от времени возникают такие мысли, но ты же хочешь уметь прогонять их, когда они слишком задерживаются? Физические упражнения помогают удерживать GABA на здоровом уровне, чтобы они помогали справляться с беспокойством и негативными мыслями. Физические упражнения — это отличный стимулятор для мозга. Люблю их!

Высыпайся. Часть самой важной работы я выполняю, пока ты спишь. Я помогаю тебе разбирать эмоциональный “хлам”, понимать то, что ты выучил, укрепляю твою память. И в это время я могу креативить, потому что мне не нужно заниматься другими вещами, которые я выполняю, пока ты бодрствуешь — хождением, говорением, слушанием и даже сохранением равновесия.

Практикуй осознанность. Это любимое занятие мозга!

Мозг любит осознанность, может быть, даже больше, чем ты любишь фотографии пушистых котят. Осознанность помогает мозгу быть спокойнее, храбрее и сильнее, что в свою очередь, помогает тебе быть спокойнее, храбрее и сильнее. И вот как это работает. Осознанность усиливает пути между твоим думающим мозгом (префронтальная кора) и чувствующим мозгом (в особенности, миндалевидным телом или амигдалой), благодаря чему становится проще успокоить сильные чувства. Практика осознанности также улучшает концентрацию, обучение, настроение и сон. Со временем это может помочь тебе быть менее беспокойным, более счастливым и лобрым, лучше сосредотачиваться и контролировать свои чувства. Существует много крутых приложений для практики осознанности. Вот, например, одно из них (бесплатное, на английском языке) —  SMILING MIND. Попробуй практиковать хотя бы 10 минут в день. Это поможет тебе быть еще более классным, чем сейчас.

У меня есть думающая часть и чувствующая часть

Думающая часть, префронтальная кора, находится в лобной части мозга. Давай просто будем называть ее “думающим мозгом”. Он отвечает за самоконтроль, тщательное продумывание, внимание, решение проблем, принятие решений и успокоение сильных чувств. Чувствующая же часть находится ближе к задней части мозга. Давай будем называть ее «чувствующим мозгом».

Когда существует сильная связь между передней и задней частями мозга, сообщения путешествуют между ними свободно. Чувствующий мозг сообщит тебе, если ему что-то кажется неправильным. Однако думающий мозг позаботится об адекватности твоей реакции и о том, чтобы обстоятельства (да и ты тоже) не вышли из под контроля.

Иногда чувствующий мозг берет верх. Это время от времени случается со всеми. Когда мозг определяет что-то как угрозу (например, невозможность сделать то, что ты действительно хочешь, тоже может расцениваться как угроза), он наводняет твое тело специальными химическими соединениями, чтобы ты мог сражаться с угрозой или наоборот убежать от нее. Это прямая обязанность амигдалы, важной части твоего чувствующего мозга. Амигдала — это твой храбрый воин, призванный защищать тебя.

Когда ты ощущаешь сильные чувства, такие как беспокойство, злость или грусть, скорее всего, твоя амигдала думает, что ей нужно от чего-то защитить тебя, и посылает сообщения в другие части мозга, чтобы они начинали действовать. Это может быть борьба с угрозой (крик, визг, спор, драка, слова «нет!» или «стоп!») или избегание угрозы (игнорирование, попытка спрятатьсяили даже ложь — что угодно, лишь бы выбраться из неприятности).

Любой мозг умен, твой — просто великолепен, но все они иногда ошибаются

Давай определимся не существует плохих чувств. Все чувства заслуживают право на существование. Однако иногда то, какты поступаешьсо своими чувствами, может привести к проблемам. Чувствующий мозг и думающий мозг должны работать вместе, но так случается не всегда. Когда чувства сильны, чувствующий мозг может взять верх. Он может «победить» думающий мозг и отправить его в оффлайн режим (отключить) на какое-то время. Это все проделки амигдалы, храброго воина твоего мозга. Это здорово, что амигдала берет на себя контроль, если ты действительно находишься в опасности.

Например, если ты встретил дикое животное, то амигдала не хочет, чтобы ты слишком долго размышлял, потерялось ли оно, голодное оно или злое, икакой у него прекрасный мех. Амигдала просто хочет, чтобы ты был в безопасности. Поэтому отключает думающий мозг, пока опасность не пройдет.

Но вот в чем проблема. Амигдалы — практики, а не теоретики, поэтому они сначала действуют, а потом думают. Они могут быть чересчур заботливыми и брать на себя контроль, даже когда в реальности не от чего защищаться. Например, когда тебе не разрешают делать что-то, что ты очень хотел бы сделать,твоя амигдала может воспринять это как угрозу и отправить думающий мозг в нокаут. Когда это случается, ты уже не можешь думать о последствиях своих действий, и нужно ли вообще реагировать. И если ты отвечаешь, скажем, криком или истерикой (попытка борьбы) или врешь (разновидность избегания), то можешь навлечь на себя неприятности.

Но все это не значит, что ты можешь обвинять мозг, когда дела идут плохо. Если твой мозг попал в беду, это значит, что и ты попал в беду, поэтому ты должен быть боссом своему мозгу. Чувства необходимы, но будь начеку.

Все будет получаться лучше, если твой чувствующий мозг и твой думающий мозг будут в состоянии обмениваться сообщениями друг с другом, а для этого ты должен поддерживать свой думающий мозг в хорошей форме. Практика осознанности, возможность взять паузу, чтобы продумать последствия, помогут в этом. Если ты чувствуешь, будто твоя амигдала берет верх, а твой думающий мозг отключается, замедлись, сделай несколько глубоких вдохов или упражнение “облака осознанности”, чтобы помочь ему.

Облака осознанности

Устройся поудобнее и представь, что твои мысли и чувства собираются в маленькие облачка. Разреши им мягко фланировать вокруг твоей головы и, когда будешь готов, сдуй их прочь. Сдувая, почувствуй, как часть злой или грустной энергии покидает тебя. Продолжай сдувать вновь появляющиеся мысли и чувства. Это нормально, если некоторые появятся вновь. Просто наблюдай их перед собой, пусть они немного поплавают вокруг, а потом мягко сдуй.

Вдох. Выдох. Прекрасно.

Сильное спокойное дыхание — как колыбельная для твоего мозга. Выдохни, чтобы избавиться от всего воздуха, затем вдохни на 3 счета, задержи дыхание на 1 счет, и снова выдохни на 3. Проделай это несколько раз, чтобы вернуть свой думающий мозг в онлайн режим, успокоить сильные чувства, вернуть способность принимать хорошие решения, быть классным. Это не значит, что чувства исчезнут. Но несмотря на все еще присутствующие грусть, злость или беспокойство, ты сможешь вести себя сильнее, храбрее, реагировать на ситуацию наиболее подходящим тебе способом.

Мозг в состоянии сильных чувств — очень занятой мозг. Сильные чувства очень загружают его, и он может не захотеть вспоминать про сильное, глубокое дыхание, если ты редко его практикуешь. Чтобы эта дорожка укрепилась, очень важно практиковать и в спокойном состоянии. Вот несколько вариантов, как это сделать.

Упражнение»горячий шоколад»: представь, что ты держишь чашку горячего какао. Выдохни, затем вдохни теплый шоколадный аромат на 3 счета, задержи дыхание на 1 счет, и затем выдохни, будто хочешь остудить какао, на 3 счета.

Упражнение «цифра “8”: представь, что ты рисуешь цифру 8 на своей руке, ноге или в любом другом месте, где тебе нравится. Выдохни, и затем, рисуя первую часть половину, вдохни на 3 счета. Когда приблизишься к середине цифры, задержи дыхание на 1 счет, затем выдыхай на 3 счета, рисуя вторую половину.

Тебе также понадобятся сильные связи между правой и левой частью. В жизни это не всегда так

Когда мозг в хорошей форме, у него хорошее сообщение между правой и левой половинами. Однако иногда какая-то часть пытается взять верх.  Это абсолютно нормальн, и случается со всеми время от времени. Если ты хороший босс своему мозгу, то поймешь, когда это случится, и сможешь принять меры для укрепления дорожек, чтобы я (и ты) снова были на высоте.

Мы уже поговорили о том, что происходит, когда чувствующий мозг одерживает верх.  Но иногда, когда ты охвачен чувствами, правая часть мозга пытается одержать верх, сообщение между правой и левой частями нарушается. Левый мозг любит слова. Правый мозг чаще имеет дело с сильными чувствами. Когда ты испытываешь сильные чувства, а командная работа у них не ладится, то будет гораздо труднее уловить хоть какой-то смысл в своих ощущениях. Скорее всего, ты будешь ошеломлен. И вот тогда поговорить с кем-то о своих ощущениях может помочь вернуть левый мозг в работу, восстановить сообщение между частями мозга. Левый мозг поможет правому утихомирить сильные чувства, и ты почувствуешь себя спокойнее.

На этой хорошей ноте перейдем к разговору о пагубных привычках

Когда случается что-либо хорошее (например, ты преуспел в чем-то сложном, попробовалсебя в чем-то новом и требующем усилий, сделал храбрый поступок, позанимался спортом, провел время с приятными тебе людьми), мозг вырабатывает химические соединения (допамин), которые помогают тебе чувствовать себя хорошо. Допамин — это как раз ощущается как “это приятно, давай еще!». Его работа — мотивировать тебя искать то, что приносит удовольствие.

Плохие привычки основаны на этом же механизме. Зависимость от наркотиковформируется, когда люди употребляют вещества, к которым мозг не приспособлен. Наркотики способствуют выработке допамина в количестве от 2 до 10 раз больше, чем вызывают обычные жизненные события, такие как преодоление трудностейили дружеское общение. Это означает, что состояние удовольствия ощущщается более интенсивно, а достигается быстрее и с большей вероятностью. Но в этом и проблема. Наркотики вызывают выработку такого количества допамина, что мозг оказывается перегружен. Единственный способ, которым мозг может справиться с допаминовым взрывом при потреблении наркотиков, — это производить его меньше. Это можно сравнить с тем, как если бы резко убавили оглушительно орущую музыку.

И тут вот возникает проблема — при меньшем уровне допамина, становится сложнее почувствовать себя хорошо. Единственный способ получить эти ощущение — употреблять больше наркотиков, и, таким образом, они становятся еще более желанными, и важнее, чем другие, естественным и здоровым образом доставляющие удовольствие, вещи. Когда эффект от наркотиков сходит на нет, наступает ломка. Это ужасное состояние — болезненное, тревожное, депрессивное и злое. Чтобы прекратить эти ужасные ощущения, люди принимают еще большую дозу наркотиков. Так появляется привыкание. Как твой мозг, я тут, чтобы приглядывать за тобой, но ты тоже должен приглядывать за мной, и не пускать к себе в организм ничего, что может навредить мне. Я буду продолжать помогать тебе стать лучше, а ты держись подальше от наркотиков, они страшно вредны для нас обоих.

Социальный мозг

Люди чувствуют себя в большей безопасности, сильнее и мудрее, когда объединяются в группы,потому что так они присматривают друг за другом и делятся информацией. Я нахожусь в постоянном поиске информации о том, с кем из людей приятно быть рядом, а с кем — нет, и что люди могут думать о тебе. И я не всегда оцениваю их правильно. Как я говорил, я очень умный, но время от времени я ошибаюсь. Когда информация позитивная, мне приятно. Когда негативная (например, если людей исключают из группы, отвергают, унижают, притесняют), то сообщения об этом поступают по тем же дорожкам, что и физическая боль. Это происходит, потому что боль мотивирует нас действовать, и когда ситуация воспринимается как опасная (быть исключенным из группы, отвергнутым), мозг посылает сигналы, что необходимо действовать — искать поддержку либо попробовать избежать угрозы. Поэтому действительно важно думать о последствиях и влиянии, которое ты можешь оказывать на мозг других людей. Ты действительно сильный, мы все такие, и добрые дети — самые крутые из всех.

Я учусь лучше, если ты делаешь небольшие перерывы

Я ЛЮБЛЮ учиться, и поэтому когда ты открываешь для меня новые вещи или нагружаешь сложными задачами (хорошими, а не глупыми!), я вознаграждаю тебя химическими соединениями «мне хорошо». Я задуман быть любопытным и быстро реагировать на изменения, поэтому я лучше всего обучаюсь, когда ты делаешь короткие перерывы. Пока мы разговариваем на тему обучения, я хочу рассказать, что твои зрение, слух, речь и движение обладают своими собственными ячейками памяти. Чем большее количество способов восприятия ты сможешь задействовать при изучении чего-либо, тем лучше. Поэтому слушай, пиши, трогай и проговаривай то, чему ты хочешь выучиться. А если возможно, проиграй это как актер. Перед зеркалом, чтобы я мог видеть. Мне кажется, ты будешь просто великолепен в этой роли.

И наконец,

Ты обладаешь невероятной способностью формировать свой мозг таким образом, который поможет тебе быть лучше в том, в чем ты хочешь быть лучше. Не волнуйся, если на пути ты совершаешь ошибки, потому что я так учусь, становлюсь сильнее и поддерживаю твой интерес. Ты — волшебник, король, королева, легенда. Напиши это на бумаге и приклей к зеркалу. В тебе столько всего невероятно крутого! Будь храбрым, чтобы верить в это, и знай, со временем, прилагая усилия и терпение, ты можешь стать лучше в чем угодно. Мы — потрясающая команда, ты и я. Спасибо, что веришь в себя.

С любовью,

Твой мозг.

Автор: Карен Янг

Оригинал: https://www.heysigmund.com/dear-kids-love-from-your-brain-what-all-kids-need-to-know-about-the-brain/

Перевод: Рузанна Сарибекян

Редакторы: Анастасия Истомина, Анна Кожара

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s