Практики осознанности для детей и родителей (часть 2)

МЛАДЕНЦЫ

В течение первого года жизни ребенка наиболее эффективный способ обучать детей осознанности — это быть ее воплощением.

Дети жаждут нашего внимания и сердечного отношения к ним и чувствуют, когда родители или другие заботящиеся о них люди отвлечены и невнимательны. Так что, проводя время с младенцем, старайтесь присутствовать в настоящем моменте вне зависимости от происходящего.

На практике это может быть выражено в простом действии, когда вы спокойно держите ребенка, поддерживая с ним зрительный контакт, и нежной любящей манере взаимодействия.

“Когда ребенок смотрит на родителя, родитель может смотреть на дитя, — говорит Суми Лоундон Ким, — Это отражающее, зеркалящее внимание — отличный способ обучать младенцев осознанности”.

Смартфоны приносят пользу, но они рассеивают внимание. Учителя осознанности советуют родителям и другим заботящимся о детях взрослым отложить в сторону мобильные телефоны во время занятий с ребенком, даже если эти занятия — простой зрительный контакт и улыбка.

“Вместо того, чтобы просматривать почту, отложите в сторону гаджеты и будьте полностью в присутствии и внимании,” — советует миссис Ким.

Мамы и другие заботящиеся взрослые могут практиковать присутствие в настоящем моменте ежеденевно, когда кормят своих детей. “Когда вы с ребенком, где ваше внимание?- спрашивает Джессика Мори, основатель Inward Bound Mindfulness Education, некоммерческой организации, которая проводит тренинги осознанности для молодежи, — Начинать можно уже с грудного вскармливания».

ОСТАВАЙТЕСЬ СПОКОЙНЫМИ

Когда малыш начинает кричать, постарайтесь, чтобы это не выводило вас из равновесия. Волнение и раздражение могут запустить бесполезный цикл, когда родитель и ребенок заражаются друг от друга страданием. “

«Родители и дети в самом деле регулируют состояние друг друга, — говорит Сьюзан Гринланд, — Если родители включаются в реактивный процесс, когда ребенок начинает кричать, то они усугубляют состояние друг друга”.

КОГДА ВЫ РАССТРОЕНЫ

Родителям и заботящимся о детях взрослым в моменты фрустрации и потери контакта с настоящим моментом может помочь следующее простое упражнение «СТОП» из четырех шагов.

Остановитесь. Просто на мгновение возьмите паузу, что бы вы ни делали.

Дышите. Почувствуйте ощущения от своего дыхания, которое возвращает вас в настоящий момент.

Наблюдайте. Признайте все, что происходит — хорошее или плохое, внутри вас или снаружи. Просто отметьте это.

Продолжайте. Соединившись на мгновение с собой в настоящем, продолжайте делать то, что делали.

ДВИЖЕНИЕ

Быть осознанным — просто, но не всегда легко. Особенно в рутине с маленькими детьми, проводить время с которыми часто попросту скучно. “Нужно постоянно кормить, пеленать, менять подгузники… и, собственно, только этим и заниматься”, — констатирует Суми Лоундон Ким.

Если вы замечаете, что ваш ум постоянно отвлекается, а внимание улетает, один из простых способов вернуться в живой контакт с настоящим моментом — это подвигаться. Это может быть мягкая йога прямо с ребенкам на руках или можно попробовать медитацию при ходьбе.

“Очень многие виды практик осознанности действительно направлены на то, чтобы сохранять неподвижность, — говорит миссис Гринланд, — но если нервная система на взводе, для многих людей (и особенно новичков в практике) лучше практиковать в движении”.

БЛАГОДАРНОСТЬ В КАЖДОМ ШАГЕ

Еще родителям (и не только) может быть очень полезно культивировать чувство благодарности и признательности. Следующее упражнение, как и другие в этой статье, взято из книги “Внимательные игры” («Mindful Games”) — набора игровых карточек, созданного Сьюзан Гринланд и Аннакой Харрис.

Для начала найдите место в доме, где вы можете безопасно и комфортно ходить, держа ребенка на руках. Если в данный момент вы не чувствуете себя особенно счастливым, это нормально. Цель этого упражнения — не в том, чтобы волшебным образом улучшить ваше состояние. А в том, чтобы испытать ощущения от движения и сосредоточить ваше внимание на физических ощущениях от контакта с ребенком на руках и ходьбы, а также на чувстве признательности.

Возьмите ребенка удобно и безопасно, опустите взгляд вниз и начните идти медленно и осторожно. Отметьте ощущения в каждой стопе с каждым шагом. Чувствуете ли вы пятку, свод стопы, носок?

Родители обычно испытывают широкий спектр эмоций в то время, когда они носят ребенка, — от глубокой любви до полного изнеможения и раздражения. Если направление внимания на тело вызывает у вас дискомфорт (по любым причинам), вы можете перевести внимание на звуки вокруг. Просто ходите медленно и слушайте симфонию звуков — от шороха вашей одежды при движении до пения птиц и звуков обычной жизни в вашем доме, и это станет островком спокойствия, передышкой от непрерывной заботы о младенце.

Затем, делая каждый шаг, думайте о том, как сильно вы цените своего ребенка, ощущая тепло его тела, которое вы держите. Беззвучно произнесите фразы, которые выражают вашу признательность за этот опыт. Например, “Я благодарен за то, что могу держать тебя” или “Я благодарен тому, что ты улыбаешься сейчас”.

Затем постарайтесь отправлять себе и малышу благопожелания с каждым шагом. Забота о ребенке может быть по-настоящему изматывающей, поскольку вся ваша энергия ежедневно и еженощно отдается другому человеческому существу. В такое время особенно важно быть добрым по отношению к себе. Делая каждый шаг, отправляйте себе и своему ребенку пожелание (можете использовать приведенные здесь или придумать свои).

Пусть мы будем счастливы.

Пусть мы будем сильны и здоровы.

Пусть мы скоро крепко заснем.

Пусть это трудное время укрепит нашу связь.

Пусть мы будем сострадательны друг к другу.

Поворачивая назад, чтобы проделать обратный путь, подумайте о том, как ваша жизнь становится лучше благодаря вашему ребенку, и продолжите упражнение.

Помните, что время от времени дети и заботящиеся о них взрослые могут сонастраиваться. Если взрослый в состоянии перевозбуждения будет ходить медленно и осторожно, концентрируясь на чем-то кроме плачущего ребенка и тревоги о том, когда же он успокоится, это охладит взрослого, что в свою очередь может помочь успокоить ребенка.

Автор текста: David Gelles

Оригинал статьи: New York Times

Перевод: Евгения Карпова, Анна Кожара

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ: https://hugtheelephant.wordpress.com/2018/11/05/mindfulness_for_children_and_parents_1/

Реклама

Практики осознанности для детей и родителей (часть 2): 2 комментария

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s