Практики осознанности для детей и родителей (часть 4)

Дошкольники

В раннем детстве дети уже способны практиковать осознанность не только под руководством родителя или воспитателя, но и, закрепив некоторые из навыков, применять их самостоятельно при необходимости. “Примерно к четырем годам они уже могут приобретать навыки, которые могут применять сами”, — считает Сьюзан Кайзер Гринлэнд.

В развитии осознанности как навыка ключевым моментом является практика. Не стоит привыкать обращаться к осознанности только в стрессовые моменты. Сделайте упражнения постоянной составляющей ежедневной рутины, самодостаточным занятием, таким, как, например, чтение, игра на улице или творчество. И вместо того, чтобы делать из осознанности средство борьбы с раздражающими  ситуациями, расскажите о ней как об инструменте, который поможет детям исследовать новые ощущения — приятные, нейтральные или незнакомые.

“Используйте осознанность как инструмент для исследования доброты и любопытства”, — советует Мисс Морэй. “Спросите детей, что они ощущают в теле”.

Родители могут также воплощать собой и транслировать детям осознанность, и должны чувствовать себя комфортно, медитируя рядом детьми. “Это прекрасная практика для родителей — медитировать, что бы ни происходило вокруг”, — рассказывает Аннака Харрис. “Дети могут не до конца понимать, что происходит, когда мы медитируем, но они повторяют за нами и им интересно”.

Упражнение для детей: Видеть ясно

Понять взаимосвязь между сознанием и телом может помочь снежный шар,сосуд с блестками или содой

f46c94a3d58a6465b5a38b8da523e266

Шаг 1 Возьмите снежный шар или прозрачную банку с водой и пищевой содой, потрясите.

Шаг 2 Блестки закружатся в вихре, и вода станет мутной. Обратите внимание, что теперь через воду ничего не видно.

Шаг 3  Перестаньте трясти шар, пусть блестки снова осядут на дно. Положите руку на живот и почувствуйте свое дыхание.

Шаг 4 Как только блестки осядут на дно, подумайте о произошедшем. Блестки никуда не исчезли, но теперь вы снова ясно видите сквозь воду.

Шаг 5 Подумайте, как это похоже на работу нашего сознания: когда мысли скачут, мы не можем думать ясно. Снова потрясите шар, и позвольте блесткам осесть на дно.

Учимся прощению

Когда дети становятся старше и обретают больше независимости, родители и воспитатели сталкиваются с потерей контроля над ними. Когда дети находятся в школе или со своими друзьями, родители еще меньше могут повлиять на их жизнь. И при столкновении с этими трудностями, которые обязательно появятся, родителям важно встретить их осознанно.

Вместо того, чтобы зависать на проблеме, заметьте ее и обозначьте, но вместе с этим помните, что ситуация скоротечна и быстро пройдет. Если ребенок плохо себя вел, то сделайте над собой усилие, простите его.

А если родитель или воспитатель обвиняет самого себя, то следует поработать над самопрощением.

“Мудрость не рождается из идеальности, — говорит Мисс Гринлэнд, — Мудрость приходит, когда находишься в настоящем”.

 

“Сейчас лето, и для многих родителей это означает, что дети больше времени проводят в семье. Братья и сестры могут сильно любить друг друга и в то же время яростно драться. Часто и то, и другое происходит в течение короткого промежутка времени. Если они начинают драку, оставайтесь спокойными, любящими и готовыми оказать поддержку. Используйте этот опыт как возможность помочь им понять чужую точку зрения и вести себя более осознанно во время конфликта.”, — советует Кайя Роман, автор книги “The Joy Plan”.

Как сохранить осознанность, если дети ссорятся

9d552ec29aaf9e85d57bd80719ef61d6

Будьте спокойны. Напомните себе, что конфликты между братьями и сестрами являются нормальной и даже здоровой ситуацией. Так они учатся устанавливать границы, выражать свои желания и делиться не только вещами, но и опытом.

Дышите. Сделайте глубокий вдох и долгий выдох, порекомендуйте детям сделать то же самое. Когда дети успокоятся, попробуйте вместе сделать дыхательную практику: вдохните медленно, спокойно, считая до 4-х; удерживайте дыхание на 4 счета; выдохните медленно на 4 счета. Затем досчитайте до 4х перед очередным вдохом. Повторяйте в течение нескольких минут. Обратите внимание, если по окончании практики вы и дети чувствуете себя по другому.

Практикуйте эмпатию. Постарайтесь понять, почему дети расстроены.  С этим пониманием посмотрите, можете ли вы избежать слишком грубой реакции или злости на них за драку. Вместо этого постарайтесь помочь им понять эмоции и точку зрения друг друга. Спросите, могут ли они понять, почему другой расстроен.

Благодарность может быть очень сильным инструментом. Не имеет значения, насколько дети вас сейчас раздражают, не забывайте, каким ценным подарком они являются. Попросите их сказать что-то приятное друг о друге.

Двигайтесь. Включите музыку и начните танцевать. Осознанность — в том, чтобы направить все ваше внимание на настоящий момент, включая звуки и приятные ощущения в вашем теле. Детям будет сложно драться, если они будут танцевать.

Подавайте пример. Дети сильно зависят от нашего поведения. Когда мы, родители, принимаем трудности как что-то закономерное, наши дети учатся, как фокусироваться больше на решениях, нежели на ощущениях, что мир рухнул.

Автор текста: David Gelles

Оригинал статьи: New York Times

Перевод: Анастасия Истомина

ПЕРВАЯ ЧАСТЬВТОРАЯ ЧАСТЬ, ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ

Иллюстрация: Chihiro Iwasaki

Практики осознанности для детей и родителей (часть 4): Один комментарий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s