Этот выпуск подкаста посвящен Теории вертикального развития, также известной под названием Спиральная Динамика. Знаю, на первый взгляд звучит несколько устрашающе, но я позвала замечательного эксперта — Влада Саковича, который сумел очень наглядно и доступно для родителей описать теорию и фазы развития.

Так что у нас есть возможность познакомиться с концепцией того, как мы и наши дети внутренне растем и меняемся, не углубляясь в чтение научных книг и статей. Разговор получился длинный, так что пришлось разбить его на две части, но выкинуть из этой песни хоть слово невозможно.
Подписка на подкаст: Apple Podcasts / Google Podcasts / VK.com / CastBox / Pocket Casts / Яндекс.Музыка
О чем мы говорим с Владом
Часть 1
- что такое Теория вертикального развития, про что она
- чем, например, фундаментально отличаются дети в 4 и 7 лет
- почему до определенного возраста детям бессмысленно объяснять про справедливость
- как воспринимается фазовый переход в развитии с точки зрения ребенка
- что такое переход на новый уровень в развитии взрослого человека
- как происходит переход, всегда ли это кризис
- суть теории вертикального развития: за всей жизнью человека, помимо ее содержания, стоит какая-то универсальная структура, которая последовательно меняется с течением времени
- стадии вертикального развития и спиральной динамики от ранних к поздним
- первая стадия (бежевый/симбиотический): “Я живу, я есть, и это хорошо и ценно” и её возможные травмы
- вторая стадия (фиолетовый/импульсивный), связанная с появлением ощущения времени и потребности в безопасности, стадия формирования привязанности
- привязанность и её проявления во взрослом возрасте
- третья стадия (красный/оппортунист/защищающийся): “Я отдельный, у меня есть моя воля, мои переживания”, контроль импульсов, мои вещи, “Я сам”. Возможные травмы, если родители не дают проявить самостоятельность и нарушают границы
Часть 2
- четвертая стадия (синий/дипломат): “Другие люди — отдельные, и у них тоже что-то внутри происходит”, осознанная социальность, признание норм хорошо/плохо, честно/нечестно, так принято/как не принято.
- вина и стыд как регулятор импульсов и нормальные переживания в здоровой дозировке
- идентичность из социальных ярлыков, которая формирует поведение
- у взрослых: социальное нормирование, догматичная вера в правильность авторитетов группы, почему? — потому что
- пятая стадия (эксперт по Сюзанне Кук-Гройтер): авторитетность переносится на себя, “Я знаю, что это правда, я лучше всех разобрался”
- шестая стадия (оранжевый, достиженец/сознающий) начинается с сомнений и сильной рефлексии, возможность посмотреть со стороны на свое мышление “Я сознательно сам принимаю выбор”
- седьмая стадия (зеленый, индивидуалист/плюралист): “Я не отдельная, независимая личность, “я” связан со всем миром и сделан из культурных и прочих конструкций”
- сколько человек в процентах находится на какой стадии
- что может быть условиями для перехода от фазы к фазе: что-то должно дозреть, что-то должно протрястись, предыдущая стадия должна допрожиться.
- как проходят кризисы между стадиями, сколько длятся стадии (у взрослых 5-6 лет)
- “Увидьте в этом манифестацию жизни” 🙂
Влад в соцсетях
Facebook https://www.facebook.com/vladislav.sakovich
Telegram @vladsakovich
Что мы упоминаем по ходу разговора
- статьи Влада о Спиральной динамике http://eroskosmos.org/author/sakovich/
- мультфильм “Головоломка”
- перинатальные матрицы, Станислав Гроф
- Бессел ван дер Колк — один из самых известных в мире специалистов по травме, провел более 30 лет, изучая посттравматическое стрессовое расстройство. На русском языке недавно издана его книга “Тело помнит все. Какую роль психологическая травма играет в жизни человека и какие техники помогают ее преодолеть”
- випассана — вид медитации
- Выготский Л. С. “Мышление и речь”
- Эльконин “Психология игры”
- Коуон Кристофер К., Бек Дон Эдвард “Спиральная динамика. Управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI веке”
- Сюзанна Кук-Гройтер, Клер Уильям Грейвз, Роберт Киган, Билл Торберт, Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. — исследователи и авторы, внесшие вклад в формирование теорий развития человека
- Алина Чумкова, Динара Бадаева “Системы самости и развитие”
- Дэниел Ингрэм
- Шинзен Янг — один из старейших американских преподавателей медитации, автор системы Basic Mindfulness
Поддержать создание подкаста
Поддержите проект на Patreon и получайте доступ к структурированному архиву записей «Обнять слона» с 2017 года, ранний доступ к подкасту и видео записи. https://www.patreon.com/hugelephant

Материалы по теме:
Поиск истинного «я» как проявление заботы о себе
Что на самом деле значит быть взрослым
Что самое важное из того, что родители могут сделать для своих детей?